2014.12.10 – В помощь експортеру. Законодательство Европейского союза в области безопасности пищевой продукции

    Судьбы наций зависят от того,
    как они питаются.
    А. Брийя-Саварен,французский мыслитель,
     кулинар, юрист, экономист, политический
    деятель,музыкант.
    Автор знаменитого трактата «Физиология вкуса»

    Качество и безопасность продуктов питания являются важным фактором благополучия населения страны. В современных условиях потребители пищевой продукции имеют возможность из многообразия продуктов питания выбрать те, которые, с их точки зрения, в наибольшей мере отвечают требованиям качества и безопасности. Производители, в свою очередь, стремятся завоевать и максимально удовлетворить запросы своего потребителя, в том числе развивая системы контроля изготовляемой ими продукции.
    Выходя на зарубежные рынки, отечественные производители начинают более серьезно относиться к вопросам безопасности пищевой продукции. Это обусловлено не только требованиями иностранных партнеров и потребителей, но также соответствующими нормамизарубежного законодательства, регулирующего доступ иностранных товаров на рынок. А ведь при поставках за рубеж помимо репутации отдельной компании на карту зачастую поставлен имидж всей страны.
    В настоящее время развитие поставок пищевой продукции на экспорт, диверсификация экспорта продуктов питания, выход на новые рынки сбыта, в том числе в страны Европейского союза, являются одними из приоритетных для Украины.
    В связи с этим представляется важным повышение осведомленности организаций-экспортеров, государственных органов, других заинтересованных лиц о требованиях законодательства Европейского союза по безопасности пищевой продукции. В настоящем материале рассмотрены основные нормативные документы ЕСпо данному вопросу.

    Основополагающим документом Европейского союза в области безопасности пищевой продукции является Регламент № 178/2002 Европейского парламента и Совета Европейского союза от 28 января 2002 года. Данный регламент призван установить общие принципы и требования в продовольственном праве, общие понятия пищевого законодательства на уровне ЕС, а также обеспечить последовательный подход в развитии национального пищевого законодательства стран, входящих в ЕС. Регламентом также учреждается Европейский орган по безопасности пищевых продуктов (EFSA).

    Справочно.Регламенты, принимаемые институтами Европейского cоюза, являются актами прямого действия, то есть с момента утверждения Советом (Европейской комиссией, Советом совместно с Европарламентом) и вступления в силу регламента ЕС содержащиеся в нем положения становятся непосредственно действующим правом на всей территории Евросоюза, обязательными как для государств-членов, так и для их физических и юридических лиц.

    Что относят к пищевым продуктам в ЕС?
    Согласно нормам Регламента № 178/2002 пищевые продукты — это все вещества или продукция, которые предназначены или, исходя из здравого смысла, подразумевается, что они предназначены для употребления человеком в пищу в переработанном, частично переработанном или непереработанном виде. К пищевым продуктам относятся в том числе напитки, жевательная резинка, а также все вещества, включая воду, которые добавляют в пищевые продукты при их изготовлении, переработке или обработке.
    К пищевым продуктам не относятся:

    • кормовые средства;
    • живые животные, если они не приготовлены для потребления человеком в пищу;
    • растения до сбора урожая;
    • лекарственные средства в значении Директив 65/65/ЕЭС и 92/73/ЕЭС Совета;
    • косметические средства в значении Директивы 76/768/ЕЭС Совета;
    • табак и табачные изделия в значении Директивы 89/622/ЕЭС Совета;
    • наркотические и психотропные вещества в значении Конвенции ООН о наркотических веществах и Конвенции ООН о психотропных веществах;
    • отходы и загрязняющие примеси.

    Какова сфера действия Регламента?
    Регламент № 178/2002 вводит понятие «продовольственное право» (англ. food law), к которому относит систему норм о безопасности, распространяющих свое действие как на пищевые продукты, так и на кормовые средства. К последним относят вещества, продукты или добавки переработанные, частично переработанные или непереработанные, которые предназначены для скармливания животным.
    Регламент № 178/2002 применяется ко всем стадиям производства, переработки и реализации пищевых продуктов и кормов, за исключением тех, что предназначены для домашнего потребления. Его основная цель — обеспечить свободный оборот безопасных пищевых продуктов и кормов в ЕС, здоровье и благополучие граждан. При этом в регламенте идет речь именно о безопасности пищевой продукции (safety), а не ее качестве (quality).

    Справочно.С точки зрения терминологии, безопасность можно определить как состояние, при котором вещь/продукт не представляет опасности для жизни и здоровья человека, а качество — как степень достоинства, ценности, пригодности, соответствия тому, какой эта вещь должна быть. Таким образом, применительно к пищевой продукции понятие безопасности образует минимально допустимые требования, которые гарантируют пригодность и безвредность этой продукции для человека.

    Каковы принципы продовольственного права ЕС?

    Регламент № 178/2002 определяет общие принципы продовольственного права ЕС (так называемые общие горизонтальные принципы), которыми государства — члены ЕС должны руководствоваться при разработке и реализации своей продовольственной политики.
    Принцип 1. Анализ риска
    Предусмотрено, что для обеспечения высокой степени защиты жизни и здоровья человека пищевое законодательство ЕС должно основываться на системе анализа риска. Под анализом риска понимают процесс, состоящий из трех взаимосвязанных этапов: оценки рисков, управления рисками и информирования о рисках.

    Под оценкой рисков понимается научный процесс, который охватывает выявление опасностей, их характеристику, оценку проявления, а также характеристику рисков. Управление рисками заключается в том, чтобы во время консультации с заинтересованными сторонами взвесить все «за» и «против» всевозможных решений, учесть оценку рисков и при необходимости выбрать надлежащие превентивные и контрольные меры. И, наконец, информирование о рисках — это интерактивный обмен информацией и мнениями об опасностях и рисках между субъектами, ответственными за оценку и управление рисками, потребителями, предприятиями пищевой промышленности, научными кругами и другими заинтересованными сторонами.

    Справочно.Несмотря на определенную синонимичность терминов «риск» и «опасность» в русском языке, Регламент № 178/2002 определяет понятие риска как вероятность и серьезность пагубных последствий для здоровья ввиду наличия опасности, а опасности — как биологический, химический или физический агент/компонент, присутствующий в пище или кормах и способный иметь пагубные последствия для здоровья, либо состояние этих продуктов или кормов, способное иметь аналогичные последствия.

    Принцип 2. Принципы предосторожности
    В отдельных случаях, когда согласно имеющейся информации установлена возможность вредного воздействия на здоровье, но научными данными это еще не подтверждено, могут быть предприняты временные меры по управлению риском до поступления дальнейшей научной информации для проведения более широкой оценки такого риска. Однако такие меры должны быть соразмерными и не ограничивать торговлю больше, чем это необходимо для достижения целей регламента. Данные меры нужно пересмотреть в разумный срок, исходя из характера установленного риска.
    Принцип 3. Защита интересов потребителей
    Пищевое законодательство ЕС направлено на защиту интересов потребителей и на предоставление им возможности делать компетентный выбор в отношении потребляемых пищевых продуктов.
    При этом должны быть предотвращены:

    • мошенническая или обманная практика;
    • подделка продовольственных товаров;
    • любая иная практика, способная ввести потребителя в заблуждение.

    Принцип 4. Принцип прозрачности
    В Регламенте № 178/2002 подчеркивается важная роль общественности, неправительственных организаций, отраслевых объединений. Установлено, что при разработке, оценке и пересмотре пищевого законодательства должны проводиться открытые консультации с общественностью (непосредственно либо через представительные организации), за исключением случаев, когда неотложность вопроса не позволяет сделать это.
    Кроме того, если существуют достаточные основания подозревать, что пищевой продукт или корм может представлять риск для здоровья, государственные органы в зависимости от характера, серьезности и масштабов риска принимают надлежащие меры по информированию населения об этом. Они предоставляют как можно более полное описание продукта или корма, риска, который он может представлять, и мер, которые принимаются или в ближайшее время будут приняты для предотвращения, сокращения или устранения такого риска.

    Каковы требования продовольственного права ЕС?
    Одним из важнейших требований продовольственного права ЕС является запрет на введение в оборот опасных пищевых продуктов (ст. 14 Регламента № 178/2002). Пищевые продукты считаются опасными в том случае, если они вредны для здоровья и/или непригодны для потребления человеком в пищу.
    Для того чтобы определить, является ли пищевой продукт опасным, учитываются:

    • нормальные условия использования пищевого продукта потребителем и на каждом этапе производства, переработки и сбыта, а также
    • предоставленная потребителю информация, в том числе содержащаяся на этикетке или иная обычно имеющаяся у потребителя относительно предупреждения вредных последствий, свойственных определенному продукту или определенной категории продуктов.

    Чтобы установить, является ли продукт вредным для здоровья, учитываются:

    • возможное немедленное и/или временное и/или длительное воздействие пищевого продукта на здоровье не только потребителя, но и на последующие поколения;
    • возможное кумулятивное токсическое воздействие;
    • особая медико-санитарная восприимчивость, связанная с состоянием здоровья определенной группы потребителей, в случае если продукт предназначен для этой группы потребителей.

    При решении вопроса, является ли пищевой продукт непригодным для потребления человеком в пищу, следует учитывать, стал ли этот продукт непригоден для потребления по причине загрязнения (внешнего или имеющего иное происхождение) либо вследствие гниения, порчи или разложения.
    Важно отметить, что если опасный пищевой продукт входит в состав партии товаров, принадлежащих к одной и той же категории или соответствующих одинаковому описанию, то все изделия данной партии также предполагаются опасными, кроме случаев, когда детальная оценка покажет отсутствие доказательств опасности остальной части партии.
    Кроме того, продовольственное право ЕС запрещает размещение на рынке или вскармливание животных небезопасными кормами.
    Корма считаются опасными, если они:

    • наносят вред здоровью животных или людей;
    • делают производимые из животных продукты опасными для потребления в пищу.

    Вся партия таких кормовых средств будет признана опасной, если в ней обнаружена часть кормов, не соответствующих установленным требованиям.

    Какие обязанности у операторов пищевого бизнеса в ЕС?
    В ЕС обязанность по обеспечению соответствия пищевых продуктов и кормов требованиям пищевого законодательства и контролю за соблюдением этих требований возложена не на государственные органы, а на самих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и реализацию пищевых продуктов и кормов (так называемых операторов пищевого бизнеса).
    Среди основных обязанностей операторов пищевого бизнеса Регламент № 178/2002 указал на обеспечение ими прослеживаемости на всех стадиях производства, переработки и сбыта пищевых продуктов и кормов.

    Справочно.Под прослеживаемостью понимается способность на всех этапах производства, переработки и сбыта проследить историю движения пищевых продуктов и кормов, а также животных, служащих для получения пищевых продуктов, и других веществ, которые предназначены или предполагается, что предназначены для переработки в пищевом продукте или кормовом средстве.

    Установлено, что операторы пищевого бизнеса должны быть способны предоставить компетентным органам информацию о каждом лице, от которого они получили пищевой продукт, кормовое средство, животное, служащее для получения пищевого продукта, или другое вещество, а также о каждом лице, кому они произвели поставку («шаг назад, шаг вперед»). Операторы обязаны располагать системами и процедурами документирования, которые обеспечивают возможность предоставлять соответствующую информацию компетентным органам по их требованию.
    Также предусмотрено, что пищевые продукты или корма, находящиеся в обороте на территории ЕС, должны быть обозначены или маркированы с помощью необходимой информации для облегчения прослеживаемости.

    За что отвечают операторы пищевого бизнеса в ЕС?
    Операторы пищевого бизнеса отвечают за безопасность не только производимой ими пищевой продукции. Они также в ответе за продукцию, которую ввозят и поставляют на рынок ЕС.
    Например, если оператор пищевого бизнеса установил или у него есть достаточные основания предполагать, что ввезенный, произведенный, переработанный, изготовленный или проданный им товар не соответствует требованиям безопасности, он незамедлительно начинает процесс по отзыву этого пищевого продукта с рынка независимо от того, на какой стадии реализации он находится. Если продукт уже дошел до потребителя, оператор информирует покупателя о причинах отзыва и при необходимости отзывает товар, если других мер для обеспечения высокого уровня защиты здоровья недостаточно.
    Об отзыве продукции в обязательном порядке должны быть проинформированы компетентные органы, которые в свою очередь, исходя из уровня угрозы, могут уведомить другие страны ЕС о возникшем риске через Систему быстрого предупреждения ЕС (RASFF).

    Справочно.Система быстрого предупреждения (RASFF) создана в форме сети для оперативного обмена информацией о возможных рисках в рамках пищевого рынка ЕС. В данную сеть входят 27 государств — членов ЕС, Исландия, Лихтенштейн и Норвегия, Европейская комиссия, Европейский орган по безопасности пищевых продуктов (EFSA).

    Общий принцип работы RASFF заключается в следующем: при появлении информации о риске для здоровья человека, исходящего от продуктов питания или кормов, ее немедленно сообщают Комиссии по системе быстрого предупреждения. Комиссия в свою очередь должна безотлагательно передать эту информацию остальным членам сети.
    Установлено также и правило обратной связи, когда государство, принявшее информацию, обязано сообщить Комиссии о всех принимаемых на ее основе мерах. Комиссия в свою очередь должна данную информацию незамедлительно передать другим участникам RASFF.

    Как регулируется импорт и экспорт в ЕС?
    Для импорта в ЕС предусмотрено следующее правило: импортируемые в ЕС пищевые продукты и кормовые средства, которые вводятся в оборот на его территории, должны отвечать требованиям пищевого законодательства ЕС или условиям, которые признаны ЕС по меньшей мере как равноценные, а если между ЕС и страной-экспортером существует специальное соглашение, то отвечать содержащимся в нем требованиям.

    Справочно.С 1 января 2011 года введено обязательное требование о предварительном информировании таможенных органов ЕС о ввозимых грузах, так как в соответствии с новыми требованиями таможенного законодательства ЕС информация о всех грузах, которые ввозятся на территорию Европейского союза, подлежит обработке на предмет анализа рисков до прибытия груза на территорию ЕС. Для этого в таможенные органы страны ввоза подается так называемая ввозная краткая декларация (entry summary declaration).

    Дляэкспортаиз ЕС определено: экспортируемые с территории ЕС пищевые продукты или кормовые средства, которые вводятся в оборот на территории третьего государства, также обязаны отвечать требованиям пищевого законодательства ЕС. Однако иное может быть предусмотрено органами власти страны-импортера или закреплено в ее нормативных актах.
    Если экспортируемые пищевые продукты или корма не соответствуют требованиям пищевого законодательства ЕС, их экспорт может быть разрешен только при согласии компетентных государственных органов страны назначения и после того, как им были сообщены причины, по которым соответствующие пищевые продукты или корма не могут быть введены в оборот на территории ЕС, и более подробные обстоятельства.

    Кто координирует пищевую политику в ЕС?
    Регламентом № 178/2002 предусмотрено учреждение Европейского органа по безопасности пищевых продуктов (далее — орган по безопасности). В его задачи входит консультирование, а также научная и техническая поддержка Европейской комиссии во всех отраслях, которые прямо или косвенно влияют на безопасность пищевых продуктов и кормов в ЕС.
    Орган по безопасности выступает в качестве независимой рекомендательной инстанции и тем самым содействует бесперебойной работе внутреннего рынка. Он дает научные заключения в спорных вопросах, чтобы органы Евросоюза или государства-члены могли принять необходимые для обеспечения пищевой безопасности решения по управлению рисками исходя из фактических обстоятельств дела.
    Орган выносит научные заключения:

    • по запросу Европейской комиссии в отношении любого вопроса, относящегося к его компетенции, а также во всех случаях, когда законодательство предусматривает проведение консультации с этим органом;
    • по собственной инициативе в отношении любого вопроса, относящегося к его компетенции.

    Орган по безопасности представляет собой также независимый источник информирования о рисках с целью укрепления доверия потребителей. Он предоставляет независимые научные обзоры о безопасности и иных аспектах общей цепи пищевой продукции и кормовых средств, а также содействует в информировании общественности по вопросам питания в рамках программы ЕС в области здравоохранения.

    Справочно.Европейский орган по безопасности пищевых продуктов (EFSA) создан в январе 2002 года со штаб-квартирой в г. Парма, Италия. В его штате более 400 сотрудников и 1500 внешних консультантов. За время своей деятельности орган по безопасности предоставил более 2000 научных заключений. Официальный сайт: http://www.efsa.europa.eu/.

    Законодательство ЕС о безопасности продуктов питания: «Пакет гигиены»
    «Пакетом гигиены» называется совокупность нормативных актов ЕС, определяющих общие гигиенические требования к пищевой продукции, производимой либо ввозимой в ЕС.
    Важнейшими документами, входящими в данный пакет, являются:

    • Регламент № 852/2004 Европейского парламента и Совета о гигиене пищевой продукции;
    • Регламент № 853/2004 Европейского парламента и Совета об особых правилах гигиены для продуктов животного происхождения
    • Регламент № 854/2004 Европейского парламента и Совета об особых правилах организации официального контроля продуктов животного происхождения;
    • Регламент № 882/2004 Европейского парламента и Совета об особых правилах проверки соблюдения законодательства о пищевых продуктах и кормах для животных, охране здоровья и благополучии животных.

    Данные регламенты разработаны в развитие регламента № 178/2002 и охватывают почти все вопросы безопасности пищевой продукции по всей цепочке ее производства и реализации. Они обеспечивают необходимое нормативное регулирование, которое позволяет выстроить систему пищевой безопасности по принципу «от фермы к столу».

    Справочно. Принцип «от фермы к столу» (from farm to fork) означает подход, при котором гарантируется прозрачность и прослеживаемость по всей линии производства пищевой продукции, — от поставки продовольственного сырья до реализации продуктов питания конечному потребителю.

    Каковы цели принятия Регламента № 852/2004?
    Регламент № 852/2004 устанавливает общие правила по гигиене пищевых продуктов для участников хозяйственной деятельности в сфере пищевых продуктов (организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и реализацию пищевых продуктов).
    Этот регламент также определяет главные обязанности организаций и предпринимателей (операторов пищевого бизнеса) в сфере гигиены пищевых продуктов, создает основы для обмена наилучшей практикой между ними и ставит данный процесс под контроль Европейского органа по безопасности пищевой продукции. Регламент состоит из 18 статей и приложений I и II. В приложении I установлены правила, применяемые к первичному производству продукции, в приложении II — общие требования, применяемые ко всем операторам пищевого бизнеса, за исключением первичного производства.
    Необходимо отметить, что Регламент № 852/2004 заменил Директиву 93/43/ЕЭС, регулировавшую отношения в сфере гигиены пищевых продуктов в ЕС ранее. Соответственно отменены все национальные нормативные акты, которые были приняты с целью выполнения ее положений.

    Справочно.Директива — тип законодательного акта ЕС. В отличие от регламента или постановления, которые являются инструментами прямого действия, она вводится через национальное законодательство и требует, чтобы государства — члены ЕС в определенный срок приняли меры, направленные на достижение указанных в ней целей.

    Каковы базовые принципы регламента 852/2004?
    Регламент устанавливает общие правила по гигиене пищевых продуктов для операторов пищевого бизнеса исходя из следующих базовых принципов:
    (1) Основная ответственность за безопасность пищевых продуктов возлагается на самих операторов пищевого бизнеса.
    (2) Пищевую безопасность необходимо обеспечивать по всей пищевой цепи, начиная с первичного производства.
    (3) Для продуктов, которые не могут храниться при температуре окружающей среды, в особенности для замороженных, важно поддерживать цепь холодильного хранения.
    (4) Обязательное введение процедур, основанных на принципах HACCP, наряду с применением надлежащей гигиенической практики должно усилить ответственность операторов пищевого бизнеса.
    (5) Руководства по надлежащей гигиенической практике, которые должны быть разработаны на национальном уровне и уровне сообщества, являются важным инструментом, чтобы помочь операторам пищевого бизнеса на всех стадиях пищевой цепи добиться соответствия правилам пищевой гигиены и применять принципы HACCP.
    (6) Необходимо установить микробиологические критерии и требования по контролю температуры, основанные на научной оценке риска.
    (7) Необходимо обеспечить, чтобы импортируемые пищевые продукты соответствовали по меньшей мере такому же гигиеническому стандарту, как пищевые продукты, произведенные в ЕС, или эквивалентному стандарту.

    Справочно.Система управления безопасностью пищевых продуктов HACCP(Hazard Analysis and Critical Control Points) призвана обеспечить контроль в любойточке процесса производства, хранения и реализации продукции, где могут возникнуть опасности. При этом особое внимание обращено на критические контрольные точки, в которых риски, связанные с употреблением пищевых продуктов, могут быть предотвращены, устранены или снижены.

     

    Что означает принцип гибкости регламента № 852/2004?
    Регламент № 852/2004 устанавливает принципы, применяемые ко всем организациям, участвующим в пищевой цепи. Однако он также предполагает некоторую гибкость для обеспечения приемлемости решений в конкретных ситуациях, не ставя под сомнение безопасность пищевых продуктов. С этой целью государства-члены могут ввести национальные меры, адаптирующие требования приложений регламента.
    Например, в отдельных государствах-членах пищевые продукты могут производиться в соответствии с установившимися традициями, которые доказали свою безопасность, хотя и не всегда соответствуют техническим требованиям регламента. В связи с этим регламент признает необходимость поддержки данных традиционных методов производства, оправданных культурным разнообразием Европы, и таким образом обеспечивает гибкость требований регламента для операторов пищевого бизнеса.
    При этом государства-члены, планирующие ввести национальные меры, должны в целях обеспечения прозрачности уведомить Еврокомиссию и другие государства-члены, которые имеют право вносить замечания по планируемым к введению мерам.

    Справочно. Во Франции на протяжении столетий сохранилось более 90 наименований сыров. К примеру, в департаменте Аверон на юге Франции примерно восемь веков делают сыр «Лагиоль». Его производят из молока так называемых сырных пород коров, которые пасутся на высокогорных лугах. Производят сыр только с мая по октябрь. По данным Национального института защищенных наименований (INAO), сыры, контролируемые по происхождению, составляют 1/5 стоимости общего производства всех сыров во Франции.

    Какова сфера действия регламента № 852/2004?
    Как уже отмечалось, данный регламентприменяется на всех стадиях производства, переработки и реализации пищевых продуктов, а также к экспорту продуктов питания. Организации, производящие пищевые продукты животного происхождения, кроме данного регламента обязаны соблюдать и требования регламента № 853/2004.
    Существует ряд исключений из сферы действия регламента № 852/2004. В частности, он не должен применяться к:
    • первичному производству для личного домашнего использования;
    • домашнему приготовлению, обработке и хранению пищевых продуктов для личного потребления;
    • прямой поставке малых количеств первичных продуктов производителем конечному потребителю или в местные предприятия розничной торговли, снабжающие непосредственно конечного потребителя, и другому.
    К последней категории продуктов на практике относят, например, сырье (овощи, фрукты, сырое молоко), которое реализуется фермерскими хозяйствами или местными рынками, местными магазинами розничной торговли для прямой продажи конечному потребителю или местным организациям. Кроме того, к этой категории также относят дикорастущие продукты, такие как грибы и ягоды, которые собирают частные лица для реализации конечному потребителю или в местные объекты розничной торговли для прямой продажи потребителям или местным ресторанам.
    Регламентом № 852/2004 предусмотрено, что государства-члены ЕС могут дополнительно расширить понятие «малое количество» и ввести в национальное законодательство правила, необходимые для обеспечения гарантированной безопасности пищевых продуктов (в основе подхода должна лежать оценка риска).

    Как понимать терминологию Регламента№ 852/2004?
    В пункте 1 статьи 2 Регламента № 852/2004 приведено определение сырья (primary products). Так, сырье — это продукты первичного производства, включая продукты растениеводства, скотоводства, охоты и рыболовства.

    Справочно. К сырью относятся:
    • продукты растительного происхождения, т.е. зерно, фрукты, овощи, травы, грибы;
    • продукты животного происхождения, т. е. яйца, сырое молоко, мед, рыбная продукция, живые двустворчатые моллюски;
    • продукты, собранные в дикой среде растительного или животного происхождения, т. е. грибы, ягоды, улитки.

    Определения, установленные в Регламенте № 178/2002, также подлежат применению. Так, определение первичного производства содержится в статье 3 (17) данного регламента. Этот термин означает производство, разведение или выращивание сырьевой продукции, включая уборку урожая, производство молока и разведение сельскохозяйственных животных до их убоя и т.д.
    Правила, применяемые к первичному производству, установлены в пункте I (1) части А приложения I Регламента № 852/2004.
    Сырье может быть переработано в фермерском хозяйстве. Подобные операции не относятся к первичному производству, следовательно должны соответствовать требованиям к гигиене пищевых продуктов приложения II регламента № 852/2004, а в отношении продуктов животного происхождения — Регламента № 853/2004.

    Пример 1.
    Приготовление плодово-ягодного сока в фермерском хозяйстве
    Приготовление фермерским хозяйством плодово-ягодного сока в своих помещениях с использованием своего урожая не относится к уровню первичного производства. Эта деятельность считается деятельностью, следующей за первичным производством, поэтому на нее распространяются соответствующие требования Регламента № 852/2004.

    Пример 2.
    Производство сыра в фермерском хозяйстве
    Сыр — это продукт переработки сырого или пастеризованного молока, поэтому сыр не считается сырьем, даже если он приготовлен на ферме. Следовательно, производство сыра на ферме должно соответствовать требованиям к гигиене пищевых продуктов, установленным в Регламентах № 852/2004 и 853/2004.

    Следует обратить внимание, что в Руководстве по применению определенных положений Регламента (ЕС) № 852/2004 по гигиене пищевых продуктов указано, что если в приложениях к регламенту используется терминология «если необходимо», «если уместно», «адекватный» или «достаточный», то организация, участвующая в пищевой цепи, может сама решать, является ли требование необходимым, уместным, адекватным или достаточным для достижения целей Регламента № 852/2004.

    Регистрация или одобрение?
    На основании пункта 2 статьи 6 Регламента № 852/2004 установлено требование о регистрации компетентным органом объектов производства, переработки или реализации, которые находятся под контролем операторов пищевого бизнеса. Важно подчеркнуть, что речь идет именно о регистрации объектов (магазинов, линий производств и т.д.), а не самих операторов пищевого бизнеса (т. е. юридических лиц и предпринимателей).
    Цель регистрации заключается в том, чтобы получить необходимую информацию о данных объектах для проведения их официального контроля компетентными органами государств-членов.
    Компетентные органы государств-членов вводят соответствующие процедуры подачи заявки на регистрацию объектов, контролируемых операторами пищевого бизнеса (это определено статьей 31 Регламента № 882/2004). Установлено, что регистрация должна быть простой процедурой, при которой в компетентный орган сообщается лишь адрес объекта и вид деятельности. Если такая информация уже имеется в иных источниках (регистрация в экологических, ветеринарных или других административных целях), то она может применяться и в целях обеспечения гигиены пищевых продуктов.
    В отличие от процедуры регистрации, одобрение объекта, находящегося под контролем оператора пищевого бизнеса, предполагает посещение этого объекта компетентными органами страны-участницы и его одобрение до начала функционирования объекта.
    Процедура одобрения предусматривается для объектов производства, переработки и реализации пищевой продукции животного происхождения, гигиенические требования к которой определены Регламентом № 853/2004.

    Пример 3.
    Поставлена задача определить, нужна ли регистрация или одобрение для объекта розничной торговли — мясной лавки.
    Согласно пункту 2 статьи 6 регламента № 852/2004 оператор пищевого бизнеса должен зарегистрировать каждый находящийся под его контролем объект производства, переработки и реализации пищевой продукции. То есть, мясная лавка должна пройти процедуру регистрации.
    Что касается одобрения, то согласно пункту 3 статьи 6 регламента № 852/2004 оно требуется, если это предусмотрено регламентом № 853/2004 в отношении продуктов животного происхождения. Но данный регламент по общему правилу не распространяет свое действие на объекты розничной торговли (retail establishments). Следовательно, мясная лавка, в которой мясо и мясные продукты реализуются населению (то есть конечным потребителям), не подлежит процедуре одобрения.
    Кроме того, пищевое законодательство ЕС позволяет государствам-членам вводить процедуру одобрения иных объектов, для которых согласно регламентам № 852/2004 и 853/2004 одобрение не требуется.

    Всем ли нужен НАССР?
    Пунктом 1 статьи 5 Регламента № 852/2004 установлена обязательность для операторов пищевого бизнеса системы на основе HACCP, которая базируется на принципах и процедурах, призванных обеспечить безопасность пищевой продукции. В основополагающем Регламенте №178/2002 принципы, на которых строится эта система, прямо не указаны. Однако в нем определено важное условие для полноценной реализации данной системы, а именно: закреплена обязательная на всех стадиях производства, переработки и сбыта прослеживаемость пищевых продуктов или веществ, которые предназначены (или предполагается, что они предназначены) для переработки в пищевой продукт Принципы HACCP определены в Регламенте № 852/2004.
    К ним относятся:
    1. Проведение анализа опасных факторов.
    2. Определение критических контрольных точек (далее — ККТ).
    3. Установление критических пределов для каждой ККТ.
    4. Установление процедур мониторинга ККТ.
    5. Разработка корректирующих действий.
    6. Установление процедур проверки (верификации).
    7. Установление процедур учета и ведения документации.
    Согласно пункту 4 статьи 5 Регламента № 852/2004 операторы пищевого бизнеса должны:

      • предоставить компетентным органам подтверждение того, что в организации внедрена система, основанная на принципах HACCP;
      • обеспечить своевременное обновление документов, в которых описываются разработанные для функционирования системы HACCP процедуры;
      • сохранять все иные документы и записи в течение установленного срока.

    Кроме того, Регламент № 852/2004 говорит о гибкости системы НАССР. Установлено, что требования этой системы должны обеспечить необходимую гибкость, чтобы применяться к любым ситуациям, в том числе и к малому бизнесу.
    Например, в отношении хранения документов по реализации HACCP субъектами малого предпринимательства определено, что это требование не должно возлагать на малый бизнес необоснованные затраты.
    Методология НАССР не требует от организаций, участвующих в пищевой цепи, соответствия правилам или применения процедур, которые не подходят или не адаптированы к их деятельности, и позволяет продолжать использовать традиционные методы производства, о которых речь шла выше.
    Также признается, что для производства отдельных пищевых продуктов невозможно определить критические контрольные точки. В таких случаях надлежащая гигиеническая практика (GHP) может заменить мониторинг ККТ.

    Справочно. Европейская комиссия опубликовала руководство, разъясняющее основные возможности гибкости в отношении внедрения процедур НАССР. Руководство доступно в сети Интернет по адресу:
    http://ec.europa.eu/food/food/biosafety/ hygienelegislation/guidance_doc_haccp_en.pdf.

    Согласно Регламенту № 852/2004, предусматривается разработка на национальном уровне и на уровне Сообщества руководств по надлежащей гигиенической практике и по применению принципов HACCP, которые должны помочь предприятиям внедрить процедуры НАССР, адаптированные к особенностям их производства. Данные руководства могут применяться операторами пищевого бизнеса на добровольной основе.
    Следует отметить, что обязательное использование системы, основанной на принципах HACCP, не заменяет официальный государственный надзор, а является основой для производственного контроля (самоконтроля). Законодательство ЕС о безопасности продуктов питания: Официальный контроль1.
    Особую роль среди нормативных актов ЕС в области пищевой безопасности занимают так называемые регламенты официального контроля: Регламент № 882/2004 Европейского парламента и Совета об официальных проверках по соблюдению законодательства о пищевых продуктах и кормах, правилах по здоровью и содержанию животных и Регламент № 854/2004 Европейского парламента и Совета об особых правилах организации официального контроля продуктов животного происхождения.
    Регламент № 882/2004 является основополагающим документом в сфере контроля, им учреждается основа для создания национальных систем контроля, которые улучшат качество контроля и, следовательно, повысят уровни безопасности пищевых продуктов во всем Европейском союзе.
    Регламент № 854/2004 носит более специализированный характер — устанавливает особые правила организации официального контроля за продукцией животного происхождения, распространяется только в отношении деятельности и лиц, к которым применяется регламент ЕС 853/2004.

    Справочно. Регламент ЕС 853/2004 устанавливает особые правила по гигиене пищевых продуктов животного происхождения. Эти правила дополняют правила Регламента (EC) №852/2004 и применяются к необработанным и обработанным продуктам животного происхождения. Действия регламента не распространяются на розничных торговцев.
    Регламент № 882/2004 устанавливает, что страны-участницы ЕС должны обеспечить соблюдение требований пищевого законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере пищевого бизнеса. Для этой цели им необходимо организовать систему официального контроля. При этом официальный контроль означает любую форму контроля, который проводит компетентный орган или ЕС.

    Как правило, официальный контроль организован в соответствии со спецификой каждого государства. Во многих странах-участницах контроль распределяется между центральными и местными властями, но в этом случае, согласно положениям регламента, должна быть обеспечена эффективная и действенная координация между всеми компетентными органами власти, которые задействованы в проведении официального контроля.

    Справочно. Закон о пищевых продуктах и потребительских товарах Германии был приведен в соответствие с требованиями пищевого законодательства ЕС. Так как административно Германия состоит из 16 провинций, для каждой были установлены методы официального контроля за пищевой продукцией (с учетом руководящих документов, выданных Федеральным министерством продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей), а сам контроль осуществляется местными административными органами.

     

    Каковы виды официального контроля?
    Регламент № 882/2004 указывает на несколько методик осуществления официального контроля. В частности, установлена возможность проведения ревизионных (routine surveillance checks) и более интенсивных проверок, таких как инспектирование (inspections), верификация (verifications), аудит (audits), мониторинг, взятие проб и их анализ (sampling and the testing of samples).
    Инспектирование означает исследование продуктов питания, кормов, здоровья животных и правил их содержания с целью проверки на соответствие требованиям пищевого законодательства.
    Верификация означает проверку путем исследования и рассмотрения соответствующих доказательств выполнения определенных требований.
    Аудит означает систематическое и независимое исследование, имеющее своей целью установление соответствия действий и связанных с ними результатов запланированным мероприятиям, а также эффективности этих мероприятий и соответствия их достижению целей.
    Мониторинг означает осуществление запланированного ряда наблюдений и измерений с целью получения информации об их соответствии требованиям пищевого законодательства.
    Взятие проб означает взятие пищевого продукта, корма или другого вещества (в том числе из окружающей среды), относящегося к производству, переработке и реализации, с целью их проверки при помощи анализа на соответствие требованиям пищевого законодательства.
    Регламенты контроля предоставляют государствам-членам свободу действий в принятии решений по поводу того, какой служебный персонал является самым подходящим для проведения ревизий, инспектирования предприятий и других видов проверок.
    Важно отметить, что для надлежащей реализации всех этих методов требуется соответствующая подготовка сотрудников, ответственных за проведение официальных проверок. Так, например, инспекторы при проверке помещения должны изучить:

      • объект и прилегающие к нему окрестности;
      • оборудование, сооружения, машинное оборудование, транспорт;
      • сырье, компоненты, технологические добавки и другие вспомогательные продукты, используемые для подготовки и производства кормов и пищевых продуктов;
      • полуфабрикаты;
      • материалы и изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами;
      • продукты и процессы очистки и обслуживания, пестициды;
      • маркировку, презентации и рекламу;
      • санитарно-гигиенические условия на предприятиях по производству кормов и пищевых продуктов;
      • наличие внедренных процедур надлежащей производственной практики (GMP), надлежащей гигиенической практики (GHP), надлежащих методов ведения сельского хозяйства (GFP), HACCP и оперативного контроля в соответствии с законодательством ЕС и конкретными руководящими документами.

    Подготовка также необходима в целях обеспечения единого порядка принятия решений компетентными органами, в частности, в отношении реализации принципов анализа опасных факторов и критических контрольных точек (HACCP).

    Справочно. В системе функционирования HACCP выделяют два уровня управления:
    • самоконтроль, или производственный контроль, который осуществляется самим производителем. Цель этого контроля заключается в обеспечении функционирования системы безопасности и получении подтверждения того, что эта система подходит для конкретного производства.
    • официальный контроль системы HACCP. Его целью является проверка эффективности внедренной системы, основанной на HACCP, и оценка выполнения требований законодательства. Контроль осуществляют официальные инспекторы соответствующих органов государств-членов ЕС.

    Проверки — по плану!
    Регламент № 882/2004 не устанавливает периодичность осуществления официального контроля. Однако предусмотрено, что частота проведения проверок должна быть регулярной и пропорциональной имеющемуся риску, принимая во внимание результаты ревизий, проводимых операторами пищевого бизнеса в рамках программ контроля системы НАССР или программ по обеспечению безопасности, предназначенных для обеспечения выполнения требований пищевого законодательства.
    В случае подозрения на несоблюдение данного законодательства должны проводиться внеплановые проверки. Они могут быть в любое время, даже при отсутствии подозрений на несоблюдение норм законодательства. Установлено, что все виды проверок, за исключением аудита, проводятся без предварительного предупреждения субъекта хозяйствования.
    Вместе с тем государства-члены ЕС должны разработать и внедрить многолетние национальные планы контроля в соответствии с широкими руководящими принципами, разработанными на уровне ЕС. Таким образом, официальный контролирующий орган самостоятельно составляет ежегодный план проверок объектов на основе оценки рисков каждого объекта.

    Справочно. В Австрии официальный контроль осуществляется через административные органы 9 провинций в соответствии с Национальным планом проверок, который составлен и контролируется австрийским Агентством по безопасности пищевой продукции (AGES), в Швеции — Национальной продовольственной инспекцией, окружными административными советами, другими органами государственной власти и муниципалитетами в соответствии с постановлениями, принятыми правительством, и планом, составленным Национальной продовольственной инспекцией.
    Указанное единообразие в подходе на уровне ЕС облегчает контроль, осуществляемый инспекционными службами Европейской комиссии (например Бюро по продовольствию и ветеринарии Генерального директората Европейской комиссии по здравоохранению и защите прав потребителей, а также других органов непосредственно под руководством ЕС), и соблюдение странами-членами критериев, установленных ЕС, при проведении проверок.

    Каковы полномочия проверяющих?
    Согласно статье 54 Регламента № 882/2004, в случаях, когда национальный контролирующий орган выявляет несоблюдение оператором пищевого бизнеса норм законодательства, он должен принять меры по обеспечению устранения этих нарушений.
    При определении того, какие меры следует предпринять, компетентный орган принимает во внимание характер несоблюдения норм законодательства, а также то, имелись ли факты несоблюдения оператором законодательства в прошлом.
    Регламентом предусмотрена возможность принятия следующих мер:

      • введение санитарных процедур или любые иные действия, которые считаются необходимыми для обеспечения безопасности кормов или продуктов питания или соблюдения законодательства по кормам и пищевым продуктам, правил по здоровью и содержанию животных;
      • ограничение или запрещение размещения на рынке, импорта или экспорта кормов, продуктов питания или животных;
      • мониторинг и при необходимости принудительное изъятие и (или) уничтожение корма или пищевых продуктов;
      • разрешение на использование корма или пищевых продуктов для целей, отличных от тех, для которых они были первоначально предназначены;
      • приостановление деятельности или закрытие, полностью или частично, такого предприятия на соответствующий срок;
      • приостановление или отмена официального разрешения на осуществление деятельности;
      • меры, упомянутые в статье 19 Регламента, касающейся грузов из третьих стран;
      • любые другие меры, которые компетентный орган считает необходимыми.

    Когда налагаются санкции?
    Прежде всего важно указать, что целью контрольной деятельности в ЕС является поддержка операторов пищевого бизнеса и предоставление им возможности повысить безопасность своей продукции и в то же время не допустить попадания к потребителям пищевых продуктов, в отношении которых доказано, что они являются опасными.
    Поэтому при наложении санкций контролирующие органы принимают во внимание не только возможный риск для здоровья населения от действий оператора и информацию о предыдущем сотрудничестве с ним, но также и степень выявленных нарушений.

    Справочно. Серьезным нарушением пищевого законодательства является отсутствие регистрации или лицензии; обнаружение в пищевой продукции потенциальных патогенных микроорганизмов или опасных химических элементов и т.п. Умеренные нарушения — это, например, наличие системы безопасности пищевых продуктов, но нерегулярное ведение определенной документации; необходимость в некотором ремонте (или замене) объекта и (или) нужного оборудования, что может быть выполнено в короткий срок, и др.

    В странах ЕС практика предоставления рекомендаций операторам пищевого бизнеса и информирование их в письменном виде о вопросах, связанных с обеспечением соблюдения законодательства, является частью традиционных подходов.
    Операторов пищевого бизнеса уведомляют в письменном виде о тех нарушениях, которые были обнаружены инспектором в ходе визита, и предлагают им предоставить в соответствующую инспекцию отчет о мероприятиях, проведенных для устранения этих нарушений. В ряде стран ЕС по результатам проведенных проверок существуют электронные базы данных, которые дают возможность оператору пищевого бизнеса получить доступ к отчету по его предприятию (с помощью пароля, установленного специально для его предприятия) и внести туда данные по устранению нарушений.
    Из письма инспектора должно быть понятно, что оператору необходимо предпринять и почему это необходимо сделать. Несоблюдение указанных требований в течение установленного срока является правонарушением. Для того чтобы определить время для проведения каких-либо структурных изменений (реконструкции, переоборудования), инспектор должен обсудить это с представителями предприятия.

    Справочно. В Великобритании для устранения нарушений отводится как минимум 14 дней. Установлено, что максимальные пределы сроков зависят от риска для здоровья населения, характера проблемы и наличия решений по устранению нарушений.

    Таким образом, проверки направлены прежде всего на устранение правонарушений, а не исключительно на наказание виновных. Если же контролирующий орган в соответствии с выводами инспектора выносит решение, что выявленные нарушения представляют серьезную угрозу для здоровья людей (или животных), то он отправляет заявление о возбуждении иска против данного оператора пищевого бизнеса в соответствующий местный суд в соответствии с положениями национального законодательства.
    Однако если существует неизбежный риск угрозы здоровью людей (или животных), контролирующий орган может принять решение немедленно — либо закрыть объект, либо запретить использование оборудования, способа или процесса производства. Кроме того, если торгово-промышленная пищевая компания не в состоянии предоставить достаточные гарантии относительно будущего производства, компетентным должностным лицом может быть инициирована процедура для аннулирования утверждения предприятия.
    Когда оператор пищевого бизнеса многократно не выполняет требования инспектора, публично не обращает внимания на риски для здоровья потребителей или сознательно выпускает небезопасные пищевые продукты на рынок, то контролирующий орган может обратиться в суд с требованием назначения индивидуального наказания для владельца либо генерального директора предприятия, вплоть до лишения свободы.

    Справочно. Закон Швеции о пищевых продуктах содержит положение, согласно которому в экстремальных случаях инспекторы при выполнении ими своих обязанностей могут обратиться за помощью к полиции (в силу особых обстоятельств может появиться опасение, что эта мера не может быть выполнена без помощи специально уполномоченного органа или при наличии исключительных причин).


    Как защищается европейский рынок продуктов питания?
    По законодательству ЕС пищевая продукция может быть запрещена для размещения на рынке (задержана), если она:

      • не соответствует требованиям и условиям, которые были предписаны в соответствии с законодательством ЕС или национальными положениями;
      • размещены в местах, которые не утверждены или зарегистрированы;
      • содержит вещества, которые не были одобрены или были запрещены в ЕС;
      • содержит вещества в объеме, который превышает установленные пределы.

    При этом задержание инспектором продуктов питания не должно применяться к изделиям, которые уже были четко определены (маркированы и хранятся отдельно от продуктов питания, которые будут выпущены на рынок) в качестве пищевых продуктов, не предназначенных для потребления человеком.
    Необходимо указать, что операторы пищевого бизнеса сами могут изъять из оборота на рынке те продукты, в отношении которых у них есть опасения, что они могут быть небезопасными или к ним имеются вопросы по качеству. В таких случаях инспекция не должна применять санкции против операторов пищевого бизнеса, так как они действуют в духе доброй воли и ведут себя как добросовестные операторы.

    Справочно. Отзывы товаров, в том числе продуктов питания, в странах-членах ЕС, а также в США и Австралии являются обычной практикой и не пугают потребителя, а наоборот, вселяют уверенность в существующей системе контроля за безопасностью продуктов питания. Это обусловлено и тем, что для западного производителя репутация — его главный капитал. Так, например, в конце 2010 года крупнейший производитель безалкогольных напитков компания Coca-Cola отозвала с американского рынка более 20 тысяч стаканов со своим логотипом, после того как в составе краски был обнаружен канцерогенный кадмий. Несмотря на то что концентрация этого вещества была незначительной, представители Coca-Cola отметили, что компания нередко отзывает с рынка свою продукцию, если она не соответствует их стандартам качества, даже если нет риска для здоровья людей или соответствующего распоряжения властей.

    Решение о задержании всей партии продукции требует тщательного рассмотрения инспектором, прежде чем он выдаст уведомление об этом. Задержанная пищевая продукция может оставаться на объекте оператора пищевого бизнеса только в случае, если инспектор уверен, что она не будет перенесена, использована для потребления человеком, а доказательства не будут уничтожены.
    В случае поступления информации от другого контролирующего органа, импортера, системы здравоохранения о том, что некоторые операторы пищевого бизнеса поставили на рынок продукты питания, которые являются небезопасными, инспекторы могут действовать без предварительного осмотра и задерживать пищевую продукцию. Инспекторы в таких случаях производят проверки, берут пробы и (или) делают фотографии в качестве дополнительных доказательств.
    Если опасные пищевые продукты уже поступили на рынок, то соответственный орган управления должен сделать публичное уведомление в средствах массовой информации о рисках для здоровья.

    Источник информации: http://pelta.org/index.php/prakticheskie-rekomendatsii-iso-9001/zakonodatelstvo-evropejskogo-soyuza-v-oblasti-bezopasnosti-pishchevoj-produktsii

    НОВОСТИ

    2018.11.21 – Воспитываем экологическую культуру вместе!

    На микс-конференции «Экологическая культура – путь к устойчивому развитию и энергонезависимости Украины» наградили победителей экологических конкурсов и викторин нашего города

    2018.05.17 - Объявлен победитель экологической игры «Думай глобально, действуй локально»

    Все команды проявили себя замечательно, подготовив интересные, эффектные и тщательно продуманные выступления.

    2017.11.06 - Екологічний форум «Мандруємо світом природи» у Херсонському ясла-садочку №5

    Серед важливих проблем сучасності, що турбує людство, особливо виділяються екологічні. Увесь світ зіткнувся з глобальною екологічною кризою. Ця проблема потребує негайного вирішення.

    2017.11.16-17 - в Херсоне прошел 7й Международный Экологический Форум «Чистый город. Чистая река. Чистая планета».

    Как и для любого комплексного задания, решение проблем экологии должно осуществляться от простого к сложному, в соответствии с едиными принципами.

    2017.11.03-11 - Внимание, экологический конкурс!

    Приглашаем к участию всех желающих!

    © 2019 Международный Экологический Форум «ЧИСТЫЙ ГОРОД. ЧИСТАЯ РЕКА. ЧИСТАЯ ПЛАНЕТА»

    Please publish modules in offcanvas position.